Автомобили Москвич 408 – Москвич 412
К 1967 году был создан автомобиль Москвич-412, который стали выпускать как на МЗМА, так и на построенном на производственной базе оборонного предприятия Ижевском автозаводе, курируемом Министерством Обороны.
От прежней модели, Москвича – 408, он отличался в основном заново спроектированным конструкторским коллективом завода под руководством И.И.Окунева двигателем.
В процессе производства экстерьер кузова претерпевал незначительные изменения. В основном это касалось облицовки радиатора, системы головного освещения и расположения задних фонарей.
Первые опытные образцы нового двигателя, конструкция которого была признана прогрессивной и удачной, были созданы еще в 1964 году.
На модели Москвич-412 под новый, более мощный двигатель завод первым в отрасли освоил производство сцеплений с диафрагменной нажимной пружиной, которая в отечественном автомобилестроении была применена впервые.
Коробка передач представляла собой модернизированный вариант уже выпускавшейся 408-й модели.
Конструкторский отдел осуществил доводку и внедрение на автомобилях Москвич травмобезопасной телескопической рулевой колонки.
В 1969 году тормозная система получила гидровакуумный усилитель, а несколько позже и раздельный привод передних и задних тормозов.
Поработали и над интерьером. На панель приборов и боковые стойки ветрового стекла стали устанавливать мягкие травмобезопасные накладки. Внутренние панели дверей также оборудовались травмобезопасными ручками и подлокотниками. Автомобиль стал комплектоваться ремнями безопасности.
Выпускалось несколько разновидностей этой модели. До 1969 года выпускался Москвич-412И, который соответствовал европейским нормам безопасности, с 1969 года Москвич-412ИЭ, который мог экспортироваться. Москвич-412К – это машинокомплект, который поставляли для сборки в других странах. Для медицинской службы существовал Москвич-412М. Был разработан Москвич-412П с расположением руля справа. В таксомоторных парках работали автомобили Москвич-412т, оснащенные таксометрами. Москвич-412У был оснащен дополнительными педалями сцепления и тормоза с правой стороны и являлся учебным автомобилем. Для жаркого климата выпускался Москвич-412 Ю в тропическом исполнении.
В конце 1975 года завод снял с производства, параллельно выпускавшиеся автомобили семейств М-408 и М-412.
Москвич-412 — одна из немногих моделей благодаря низкой цене и доступным запчастям, пользовавшаяся спросом даже в девяностые годы прошлого века.
Москвич-412 широко предлагался на внешнем рынке вплоть до середины семидесятых годов. В первую очередь он экспортировался в социалистические страны. Часть машин поставлялась в Бельгию, Великобританию, Грецию, Нидерланды, Финляндию, ФРГ и другие государства.